Развёртывание партизанского движения

(заключение)

Необходимо подчеркнуть тот факт, что руководство Беларуси, находясь в советском тылу, стремилось поддерживать самую тесную связь с белорусским народом. Очень важным решением ЦК КП(б)Б явилась организация радиовещания для жителей оккупированной территории республики. Деятельность в Москве белорусской радиостанции с очень символичным названием «Советская Белоруссия» стало событием в общественной жизни населения оккупированной территории. Родной голос белорусского радио помогал поддерживать в общественном сознании чувства неразрывной связи населения захваченной земли со всем народом Советского Союза. В ежедневных сводках приводились не только многие факты расправ, чинимых агрессорами над мирными жителями, но и рассказы о борьбе белорусских партизан и подпольщиков, отстаивавших свою государственность, свободу и независимость, самоотверженной борьбе воинов Красной Армии, героическом труде людей в советском тылу.

На оккупированную территорию постоянно направлялись уполномоченные ЦК, областных и районных комитетов КП(б)Б, которые знакомили местные подпольные комитеты с принятыми решениями, развёртыванием событий на фронтах, достижениями советского тыла, вели практическую работу по организации подполья и партизанского движения. При непосредственном участии руководства республики на оккупированную территорию переправлялось значительное количество белорусскоязычной литературы и периодических изданий, в которых печатались обращения государственного руководства к населению. Причём подавляющее большинство обращений было от имени всех партийно-государственных органов, которые действовали в Беларуси до оккупации: ЦК КП(б)Б, СНК БССР, Президиума Верховного Совета БССР, что, разумеется, способствовало укреплению идейно-политической жизни общества на захваченной территории.

Партийно-государственное руководство Беларуси уделяло большое внимание развитию борьбы белорусских патриотов. На протяжении всего периода оккупации осуществлялась постоянная работа по оказанию действенной помощи белорусским партизанам и подпольщикам. Весной 1942 г. ЦК КП(б)Б принял несколько очень важных практических решений, которые самым положительным образом повлияли на расширение антигерманского сопротивления на оккупированной территории республики.

Во-первых, по инициативе ЦК КП(б)Б 20 марта 1942 г. были созданы две оперативные группы: Северо-Западная и Западная, которые должны были обеспечить координацию деятельности партизанских формирований. Северо-Западная оперативная группа самым тесным образом работала с командованием Калининского фронта до сентября 1942 г. За этот период были установлены связи со многими партизанскими формированиями и организована доставка белорусским партизанам и подпольщикам 4250 винтовок и карабинов, 630 автоматов, 400 пулемётов, 138 противотанковых ружей, 280 миномётов, 40 т тола, 10 860 мин, 3.6 млн патронов, 18 тыс. ручных гранат.

Во-вторых, апреле 1942 г. в Муроме Владимирской области был образован Особый белорусский сбор. По предложению белорусского руководства из частей Красной Армии отзывались белорусы, которые становились курсантами Муромского сбора. К ноябрю 1942 г. здесь были подготовлены 2865 человек, из их числа сформированы и направлены на оккупированную территорию Беларуси 15 партизанских отрядов и 100 организаторских групп, которые самым достойным образом проявили себя в борьбе с врагом. В ноябре 1942 г. на базе белорусского сбора была создана белорусская школа подготовки партизанских кадров. В ней одновременно занимались от 170 до 200 человек.

В-третьих, расширение рядов партизан объективно требовало централизации и координации партизанского движения на оккупированной территории СССР. Были преодолены некоторые разногласия по созданию координирующего органа, и уже 30 мая 1942 г. при Ставке Верховного Главнокомандования был создан Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД). Начальником ЦШПД назначили П. Пономаренко, который много сделал для развития партизанской борьбы на оккупированных территориях Советского Союза.

С сентября 1942 г. планированием боевой деятельности белорусских партизан занимался белорусский штаб партизанского движения (БШПД). Примером тому являются планы развития партизанского движения и действий партизанских отрядов зимой-летом 1942/1943 гг. в БССР, которые вносили изменения по дислокации отдельных партизанских формирований Гомельской и Полесской областей. Кроме того, ставились задачи по созданию новых отрядов и восстановлению утерянной связи с отрядами. Каждому из действующих отрядов были определены конкретные задания по их боевой, диверсионной и разведывательной деятельности.

Во второй половине 1942 г. – первой половине 1943 г. процесс централизации руководства партизанским движением был завершен. В 1943 г. подавляющее большинство партизанских формирований Гомельской и Полесской областей подчинялось БШПД и входило в областные партизанские соединения, которыми командовали И.П. Кожар и Ф.М. Языкович, а после его гибели К.М. Бакун, с августа 1943 г. – И.Д. Ветров. 19 мая 1943 г. решением командования соединения партизанских отрядов Полесской области создана объединенная группа партизанских отрядов Заприпятской зоны, в состав которой вошли Ельский, Мозырский, Наровлянский, Лельчиц-кий и Туровский партизанские отряды. Командиром объединенных отрядов был утвержден Н.С. Дъяченко, комиссаром – А.М. Беленчик, начальником штаба – Г.С. Авдейчук.

Принятие всех вышеизложенны решений привело к тому, что уже в середине 1943 г. партизанские отряды контролировали полностью или частично ряд районов. Общей характерной чертой этих освобождённых от оккупантов зон явилось возобновление деятельности органов советской власти, колхозов, совхозов. Об этом красноречиво говорит докладная записка М.В. Зимянина:

«Большая, свыше 18 тыс. кв. километров территория … представляет сейчас (июнь 1943 г.) по существу единый мощный узел партизанского движения. Здесь оперируют свыше 100 партизанских отрядов, контролируя полностью или частично ряд районов…».

Продолжая далее, В.М. Зимянин констатирует:

«В подавляющем же большинстве населенных пунктов, и партизанских зонах – на территории целых районов (в числе перечисленных называются Октябрьский, Петриковский, Житковичский, Копаткевичский и др.), восстановлена советская власть, представляемая партизанскими отрядами… Партийные организации и партизанское командование организуют массово-политическую работу среди населения, решают вопросы хозяйственной, в особенности земельной, административной политики…».

Для более полного анализа приведем выдержку из донесения генерального комиссара округа «Житомир». Характеризуя обстановку в генеральном округе в марте–апреле 1943 г., он отмечает:

«Примерно 15000 кв. км в северной части моего генерального округа, в частности, большая часть бывших районов боевых действий Лельчиц и Ельска, а также района Брагина, большая часть Речицкого, Петриковского, Охевского и Овручского районов практически больше не находятся под немецким управлением, в них господствуют бандиты (партизаны) и в настоящее время они полностью управляются Советами… В лесах и деревнях западнее и севернее Словечно располагается около 1500 человек хорошо вооруженных станковыми пулемётами и орудиями. Они чувствуют себя в этом районе так уверенно, что в западной части района Словечно восстановили советский режим, назначили новых старост и председателей колхозов…»

Таким образом, исходя из всех приведённых фактов, можно сделать закономерный вывод. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории БССР и на территории Гомельщины в частности, преодолев немалые трудности на этапе становления, приобрело массовый всенародный характер и внесло неоценимый вклад в победу над врагом.

Подготовил А.Г. Сериков

172