Развёртывание партизанского движения

Не все созданные в 1941 г. партизанские отряды и группы продолжили борьбу. Причин тому несколько. Во-первых, немецкие карательные экспедиции и зверский террор оккупационных властей приводили к значительным потерям партизан. Во-вторых, неподготовленные, плохо вооружённые, не имея связи, достаточно медикаментов, одежды, продовольствия, партизаны часто гибли, не нанося врагу значительных потерь. Эти трудности ещё больше усложнились суровой зимой 1941/1942 гг. Очевидно, что в такой ситуации часть формирований самораспустились либо, уйдя за линию фронта, перешли в расположение Красной Армии, либо разбившись на мелкие группы, ушли в подполье.

При этом из директивы ЦК КП(б)Б №2 партийным, советским и комсомольским организациям по развертыванию партизанской войны в тылу врага от 1 июля 1941 г. мы узнаём, что с первых дней войны партизанам ставились конкретные и при этом непростые задачи:

«Уничтожать всякую связь в тылу врага, взрывать и портить мосты, дороги, поджигать склады горючего и продовольствия, автомашины, самолёты, устраивать крушения поездов. Уничтожать врагов, не давая им покоя ни днём, ни ночью. Убивать их всюду, где застигнешь, убивать чем попало: топором, косой, ломом, вилами, ножом»

Выполнение этих задач осложнялось не только недостатоной подготовкой партизан и диверсантов, но и тем, что на первом этапе войны партизанское движение ещё не приобрело того всенародного характера, который мы видим в 1942-1943 г. Контингент в партизанских отрядах на первом этапе войны был можно сказать однородным: небольшие партизанские отряды и группы преимущественно состояли из бывших красноармейцев, бывших партийных, советских и комсомольских работников, сотрудников органов внутренних дел. Так, М.А. Головкин и Я.Я. Гуткин сообщают в НКВД СССР о том, что «в сентябре партизанский отряд (Петриковский под командованием В.И. Гордиенко) укрепился за счёт приема в него бойцов, а главным образом командиров РККА, выходящих из окружения». А из докладной записки Я.Ш. Эрлаха: «В соответствии с решением ЦК КП(б)Б в начале июля 1941 г. мы создали партизанский отряд из числа партийного, комсомольского и колхозного актива... Затем в отряд влилась группа бойцов из штаба 5-й армии и группа работников Борисовского отделения НКВД».

Но даже в таких условиях партизаны и бойцы диверсионных групп вели активную борьбу с захватчиками. Уже 28 июля 1941 г. командование Центрального фронта и ЦК КП(б)Б представило к правительственным наградам 45 белорусских партизан, особо отличившихся в боях с немецкими агрессорами, 30 из которых являлись участниками партизанского движения Гомельской и Полесской областей, их них 2 – Т.П. Бумажков и Ф.И. Павловский стали первыми партизанами – Героями Советского Союза.

Что же касается местного населения, то на первых порах оно придерживалось нейтральных позиций по отношению к партизанскому движению. Об этом, в частности, сообщает М.А. Головкин в своем рапорте от 21 декабря 1941 г. «Основная масса населения в районе (Петриковском) стояла в стороне от партизан, в лучшем случае держалось нейтрально и необходимой помощи не оказывало. В ряде же случаев население некоторых деревень района (Лясковичи, Макаричи) было настроено к партизанам открыто враждебно и рассматривало их с точки зрения немецких версий». И действительно, на первой стадии многие люди заняли позицию, направленную на выживание, стремились избежать столкновения с оккупантами. При дальнейшем развитии военных событий, установлении и поддержании оккупационного режима средствами террора, насилия и грабежа выразилось желание широких масс населения освободиться от немецко-фашистских захватчиков, в том числе и путём вооруженной борьбы. Нельзя не признать, что это обусловило приток местного населения в партизанские отряды.

Подтверждением тому является донесение секретаря Гомельского обкома ЛКСМБ Б.А. Рудака, в котором отмечается, что «население теперь (декабрь 1942 г.) совершенно иначе смотрит на партизан. В партизанские отряды начался очень большой прилив, каждый день прибывают группами и в одиночку всё новые и новые люди. Остановка за оружием, было бы только оно, так здесь можно было бы сформировать целые части». Следовательно, важным источником создания и пополнения партизанских отрядов становится местное население. Партизанская борьба на Гомельщине перерастает во всенародную войну. Намного увеличился численный состав партизанских сил. Так, если по состоянию на 15 декабря 1942 г. в Гомельской области действовали 33 партизанских отряда общей численностью 2268 человек, в Полесской области – 25 партизанских отрядов, в которых насчитывалось 5077 человек, то уже в августе 1943 г. в Гомельской области действовал 41 партизанский отряд, насчитывающий 7437 человек, в Полесской области – 41 партизанский отряд численностью 6266 человек.

Особенно быстро увеличивались ряды партизан весной-летом 1942 г. Так, на всей территории БССР к августу 1942 г. количество народных мстителей увеличилось более чем на 23 тыс., а к началу 1943 г. превысило 56 тыс. человек. Вооружённую борьбу против захватчиков вели 56 бригад, объединявших 220 отрядов. Кроме того, 292 отряда действовали самостоятельно.

Продолжение следует…

  • На 1-й фотографии Тихон Пименович Бумажков (30 июня 1910 – ноябрь 1941) - один из первых организаторов партизанских отрядов во время Великой Отечественной войны. Наряду с Фёдором Павловским — один из первых партизан, удостоенных звания Героя Советского союза (август 1941 года).
  • На 2-й – Фёдор Илларионович Павловский (27 ноября 1908 — 6 апреля 1989) — участник советско-финской и Великой Отечественной войны, партизан, полковник.

Материал подготовил: младший научный сотрудник Сериков А. Г.

118