Крылатые партизаны

На начальном этапе Великой Отечественной Войны и развертыванием партизанского движения на оккупированных территориях остро встал вопрос об обеспечении отрядов и диверсионных групп необходимым довольствием. Несмотря на то, что на некоторых территориях успели заложить склады с боеприпасами, снаряжением и обмундированием, не все отряды смогли сохранить штатную структуру и воспользоваться припасами. К тому же, часть складов смогли обнаружить гитлеровские войска. Поэтому большая часть партизанских отрядов вынужденно была увязывать планирование активных боевых действий, исходя из наличия оружия и боеприпасов. Центральный штаб партизанского движения принял решение использовать «воздушный мост».

Кажущаяся простая задача оказалась на деле рискованным и сложным с точки зрения техники мероприятием. Фронт отходил все дальше на восток, расстояния увеличивались, и простой перелет через линию фронта означал, как минимум, два обстрела зенитками при господстве в воздухе авиации противника. Необходимы были самолеты, отличающиеся малозаметностью, маневренностью, удовлетворительной грузоподъемностью и дальностью полета на одной заправке. Пилоты должны были обладать навыками полета вслепую, в сложных метеоусловиях, ночью, на дальние расстояния.

ВВС РККА за предвоенные десятилетия накопили значительный опыт в вопросах авиаперевозок. К слову сказать, военно-транспортная авиация как вид ВВС просто отсутствовала – роль транспортников выполняли обыкновенные самолеты, переоборудованные под грузовые. ВВС РККА располагали значительным материальным обеспечением, позволяющим обеспечить доставку грузов путем сброса в расположение войск парашютных контейнеров. К снабжению войск привлекли дальнебомбардировочную авиацию, основу которой составляли тяжелые бомбардировщики ТБ-3.

На 22 июня 1941 г. в строю ВВС имелось 516 ТБ-3. Еще 25 располагала морская авиация. Находясь на относительно удаленных от границы аэродромах, эти машины избежали катастрофических потерь от первых немецких ударов. В итоге на начальном этапе войны они составляли довольно значительную часть бомбардировочной авиации, участвовавшей в боевых действиях. ТБ-3 активно использовались и как транспортные самолеты. По ночам с них выбрасывали разведывательные и диверсионные группы в тылу врага. За август 1941 г. только 1-й тбап доставил за линию фронта 164 парашютиста. Привлекались самолеты этого типа к снабжению окруженных частей, причем иногда приходилось летать днем и без прикрытия. В июле 1941 г. десять ТБ-3 сбрасывали боеприпасы в районе Гомеля. Их атаковали немецкие истребители. Бомбардировщики выстроились в оборонительный круг, снизившись практически до земли. Местность была открытой, и пилотам удалось держаться на высоте порядка 50 м. В том бою стрелки полностью истратили патроны, но почти все атаки удалось отразить — немцы сбили лишь один самолет, остальные благополучно вернулись на базу.

Дневные полеты обернулись ростом потерь. Вместительные, но тихоходные ТБ становились добычей вражеских истребителей, которые быстро обнаружили уязвимые места воздушного гиганта. Потеря бомбардировщика оборачивалась и потерей экипажа – восемь человек. Поэтому для одиночных полетов в глубокий тыл противника ТБ-3 годились только в крайнем случае. Оперативная обстановка требовала привлечения самолетов другого типа для организации «воздушного моста» в партизанский край.

Об этих крылатых партизанах и о способах организации воздушного сообщения с «Большой Землей» и пойдет речь в наших дальнейших статьях.

ТУПОЛЕВ ТБ-3 (тяжелый бомбардировщик третий).

Основные тактико-технические характеристики:

  • Экипаж: 8 человек
  • Длина: 24,4 м
  • Размах крыла: 39,5 м
  • Максимальная взлётная масса: 19500 кг
  • Объём топливных баков: 7960 л
  • Силовая установка: 4 мотора М-17Ф
  • Максимальная скорость:
  • на высоте: 197 км/ч на 3000 м
  • у земли: 177 км/ч
  • Практическая дальность: 1350 км
  • Практический потолок: 3800 м
  • Вооружение: 4-8×7,62 мм пулемёта ДА
  • Боевая нагрузка: нормальная - 2000 кг, максимальная - 5000 кг

Материал подготовил: научный сотрудник Горбаль Д. В.

200