В 1929 году американская компания Autocar разработала два новых грузовика, на 1,5 и 2 тонны. Задний мост с конической зубчатой передачей, и одинарные задние шины соответствовали полуторатонному шасси, а задняя ось с двойным редуктором и сдвоеные задние колеса - двухтонному. Обе модели оснащались шестицилиндровым двигателем фирмы Hercules мощностью 60 л.с. и четырехступенчатой коробкой передач Brown-Lipe. Грузовики комплектовались гидравлическими передними тормозами Lockheed, задние тормоза имели механический привод. В конструкции кабины использовался деревянный каркас и металлические панели, она снабжалась неразъемным вентилируемым лобовым стеклом, металлическим козырьком и автоматическими дворниками. Машины проектировались для продаж в США и Южной Америке.
«Великая Депрессия» вносила ощутимые коррективы в доходы компании «Autocar», поэтому визит советской торговой миссии пришелся весьма кстати. Советские представители придирчиво осматривали предложенные конструкции автомобилей. Индустриализация в СССР требовала развития автомобильного транспорта и, соответственно, выбора моделей для освоения и производства. «Autocar» не был безусловным лидером автопрома, более того – конструкция грузовиков этой фирмы имела одну особенность...И она оказалась решающим критерием в заключении соглашения между заводом АМО и «Autocar». Конструкция американских грузовиков не была оригинальной разработкой– «Autocar» собирал свои грузовики из чужих комплектующих. Советские представители, взвесив за и против, здраво рассудили – если американцы по какой-либо причине перестанут выполнять соглашение, то можно договорится с поставщиками узлов и агрегатов напрямую.
Собранный в 1930 году на АМО из американских машинокомплектов грузовик Autocar Dispatch SA получил название АМО-2. Такой способ производства позволил накопить опыт организации производства, выяснить достоинства и недостатки конструкции. 2,5-тонный грузовик АМО-3 был уже полностью собран из советских деталей. Впоследствии коллективом под руководством главного конструктора Е.И.Важинского машину серьезно переработали. Первая партия из 10 грузовиков ЗИС-5 была собрана 26 июня 1933 года. C 1934 было развернуто массовое производство грузовика, ежедневный выпуск составлял 65 автомобилей. Трехтонка ЗИС-5 стала основной базовой моделью Московского завода и новой легендой советского довоенного автомобилестроения.
В довоенное время ЗИС-5 постоянно модернизировался и стал основой первых советских специализированных автомобилей, которые использовались в РККА. Развивая инженерные решения, конструкторы завода смогли создать на базе «трехтонки» 25 модификаций грузовиков, бронемашин и вездеходов, из которых 19 были запущены в серийное производство. С учётом моделей АМО-2, АМО-3, ЗИС-50, УралЗИС-5М и УралЗИС-355, предшествовавших и последовавших за ЗИС-5 и ЗИС-5В, производство этого грузовика продолжалось с 1930 по 1958, а с учётом глубоко модернизированной модели УралЗИС-355М (с кабиной и оперением в стиле ГАЗ-51) — до 1965 года.
Материал подготовил: Д.В. Горбаль