История экспоната. Часть 3

К началу войны на вооружении Красной Армии находилось 104,2 тыс. машин серии ЗИС-5, в том числе только 13,5 тыс. со специальными военными надстройками.

Основным военным вариантом ЗИС-5 являлся абсолютно стандартный серийный бортовой грузовик, игравший роль основного среднего армейского транспортного автомобиля для доставки личного состава и различных грузов, легкого артиллерийского тягача, носителя легких и средних видов вооружения. При перевозке личного состава в кузове с тентом и защитными брусьями на бортах устанавливались продольные или поперечные скамейки на 12-24 солдат. Под ним обычно навешивались крупные инструментальные ящики. В кузове ЗИС-5 с повышенными бортами, тремя продольными скамьями и тентом была предусмотрена установка зенитного пулемета на специальном станке или турели, дополнительных решетчатых надставок и складной подножки под задним бортом.

Санитарный кузов ЗИС-5СУ снабжался съемными креплениями для навески носилок в два яруса, заимствованными у санитарных автобусов.

ЗИС-05 (1939- 1941 п.) - общее условное обозначение серии самосвалов на шасси ЗИС-5 с задним опрокидыванием, которые в опытном порядке с конца 1930-х годов собирали разные кузовные и ремонтные предприятия СССР. Они разрабатывались для гражданского строительства, но в небольших количествах применялись в инженерно-строительных и железнодорожных войсках РККА. Выпуск таких самосвалов был прерван войной и затем продолжался в 1945- 1948 годах.

В мирные 1930-е годы на шасси ЗИС-5 устанавливалось достаточно большое количество мощных радиостанций и приемопередающих радиоузлов армейской и корпусной связи, а также первые радиолокационные системы ПВО. Они монтировались в специальных деревометаллических кузовах-фургонах.

РАТ (1938-1940г.) - коротковолновая приемопередающая ламповая радиостанция образца 1935 года на шасси ЗИС-5 с повышенными точностью и устойчивостью рабочих частот. Предназначалась для связи Генерального штаба с фронтами. Снабжалась передатчиком с двумя антеннами на мачтах высотой 20 м и приемником с ромбической антенной. Радиус действия -до 2 тыс. км. В телеграфном и телефонном режимах - до 600 км. Экипаж -17 человек.

РУС-2с «Пегматит» (П-2М) - модернизированная мобильная двухкоординатная РЛС семейства РУС-2 метрового диапазона волн, размещавшаяся и перевозившаяся на одном автомобиле ЗИС-5. Использовалась для обнаружения воздушных целей и наведения истребительной авиации на цели. Станция также обеспечивала дальность обнаружения до 120 км при высоте цели 7 км и могла передвигаться со скоростью до 40 км/час.

АПРИМ – автономная подвижная ремонтная инженерная мастерская в специальном фургоне на шасси ЗИС-5. Представляла собой специализированную мастерскую для обслуживания и ремонта инженерной техники. Снабжалась собственным бензоэлектрическим агрегатом на одноосном прицепе, верстаком со слесарным оснащением, станочным, сварочным оборудованием с прессом и тисками. Сходная по конструкции мастерская служила для ремонта артиллерийского вооружения.

(ПАРМ-1Б) - передвижная авторемонтная мастерская типа Б. Служила для проведения среднего ремонта автомобильной техники в полевых условиях в прифронтовой зоне и в ближнем тылу. Оборудование размещалось в упрощенных кузовах-фургонах с металлическим или деревянным каркасом, закрепленным болтами на обычной грузовой платформе автомобиля. Над кабиной водителя имелся навес (козырек), где помешался ящик с запасными частями, материалами и принадлежностями. В комплект оборудования ПАРМ- 1Б входили токарно-винторезный станок, электрические переносные и пневматические дрели, пневматический клепальный молот, сварочный аппарат с ацетиленовым генератором и 40-литровым кислородным баллоном, слесарный верстак, малярные принадлежности, наборы слесарного, столярного и электромонтажного инструмента. При развертывании мастерской боковые стенки, крепившиеся к крыше на петлях, поднимались вверх и устанавливались на металлических опорах, создавая навесы для проведения работ вне автомобиля. Борта грузовой платформы опускались в горизонтальное положение и фиксировались цепями. При этом правый борт служил полом для персонала внутри кузова, а левый - столом для работавших на воздухе.

ПАРМ-А (1938- 1 942) – полковая авиаремонтная мастерская на шасси ЗИС-5. Формировалась в составе авиационных полков и дивизий. Служила для проведения среднего и крупного агрегатного ремонта авиационной техники и отличалась измененной комплектацией и другим набором приспособлений и инструмента. С помощью этой мастерской выполнялись даже такие специфические работы, как наращивание лонжеронов крыльев или замена обшивки самолетов.

БЗ-39 - специальный автомобильный бензозаправшик на шасси ЗИС-5 с цистерной вместимостью 2500 л. Для подачи топлива использовался роторно-шестеренчатый насос СБК среднего расположения производительностью 400 л/мин с приводом от коробки отбора мощности автомобиля, размещенной за обычной коробкой передач.

БЗ-39М - модификация бензозаправщика БЗ-39 с приводом насоса от коробки отбора мощности, смонтированной справа в блоке со штатной коробкой передач автомобиля, с измененной схемой трубопроводов и конструкцией ряда деталей. В годы войны его развитием был упрощенный бензозаправщик БЗ-43.

Моторизация аэродромной техники была вопросом, который для советских ВВС стоял весьма остро. Авиация, набиравшая темпы совершенствования и развития конструкций, впечатляюще смотрелась в небе. А вот на земле…

« .. ТБ-3 ( тяжелый бомбардировщик дальнего действия) обслуживали пять механиков, которым хватало работы. Заправка одного бензобака занимала 3,5 часа, а баков стояло четыре – самолет потреблял 360 литров в час. В систему охлаждения каждого двигателя надо было влить 12 – 14 ведер воды (зимой – горячей). Моторы по инструкции полагалось заводить сжатым воздухом от аэродромного баллона. А если его под рукой не было, то обходились резиновой петлей на веревке, которую дергали человек пять. Храповики для автостартеров на втулках винтов ввели значительно позже…»

ВМЗ-40 (1940-1941г.) - модернизированный водомаслозаправщик на шасси ЗИС-5, принятый на вооружение в 1940 году. Вместимость цистерны для воды составляла 1100л, для масла - 650л. Главное отличие ВМЗ-40 заключалось в установке более мощного масляного насоса производительностью 200-300 л/мин и в деталях облицовки. Он ограниченно применялся лишь в ВВС РККА для заправки истребителей, и впервые же месяцы войны большинство этих машин было потеряно.

Бортовые грузовики ЗИС-5 применялись для установки различного навесного оборудования двойного назначения, например, снегоуборочной техники для очистки от снега воинских путей сообщения и аэродромов. Такие машины входили в состав инженерных войск и служб регулирования дорожного движения и различались конструкцией и формой рабочих агрегатов. Самыми распространенными в РККА были плужные снегоочистители №5 и СК- l с передним двухотвальным плугом на поддерживающих лыжах с толкающей рамой. На снегоочистителе СО-2 спереди размещался один вогнутый отвал на лыжах с желобом для сваливания снега. На модели ПС-2 спереди навешивался сварной снежный плуг для очистки дороги или аэродрома от снега толщиной до 30 см и собирания его в валки с целью их последующего сбора другими средствами.

ЗИС-5 использовался в качестве шасси для специальных кузовов-фургонов, где размещалось оборудование различных подвижных станций для заправки бортовых систем самолетов сжатым воздухом и кислородом.

АКС-2 - автономная авиационная компрессорная станция для заправки летательных аппаратов сжатым воздухом. Она снабжалась компрессором производительностью 42 кубометра воздуха в час, обеспечивавшим рабочее давление в системе 150 атмосфер.

АК-05 - авиационная кислорододобывающая станция для выработки чистого кислорода в полевых условиях, его хранения и перевозки в баллонах с последующей зарядкой бортовых систем самолетов. Получение кислорода производилось из атмосферного воздуха путем его сильного сжатия и разделения на составные части – кислород и азот.

С началом серийного производства грузовика ЗИС-5 на его базе в ВАХЗ РККА были созданы образцы средних автодегазаторов хлорной известью АХИ-З и АХИ-4 химической очистки местности порошкообразными и жидкими дегазирующими веществами, в обиходе - автоизвесткоразбрасыватели. В результате выполненных в ВАХЗ исследований в 1934-1938 годах были разработаны и приняты на снабжение РККА автодегазаторы горячим воздухом AГB- 1 и АГВ-2 для термической чистки обмундирования и снаряжения, бурильная установка БУ- l и боевая химическая машина БХМ -1 оборудование которых размещалось на шасси ЗИС-5. До начала войны армейские специалисты испытали и рекомендовали к производству несколько типов средних автодегазационных машин АДМ и авторазливочных станций АРС-6 и АРС-8, служивших для дегазации оружия и боевой техники с целью устранения воздействия известных на то время стойких отравляющих веществ. Перед войной были разработаны и поступили на снабжение химических войск аналитические лаборатории AJI-2 химической разведки.

Материал подготовил: Д.В. Горбаль

Часть 1 - http://milglory.gomel.museum.by/node/58828

Часть 2 - http://milglory.gomel.museum.by/node/59207

373