В мире музейных предметов.

Пилотка представляет собой элемент военной форменной одежды.

Прототипом этого головного убора, возможно, послужил гленгарри – шотландский головной убор, или сербский головной убор шайкача.

В Русской императорской армии появилась в 1913 г. как элемент форменной одежды в авиационных и воздухоплавательных частях. Первоначально именовалась «перелётка» или «полётка» («полётная складная шапка»), была введена как компактный складной головной убор, чтобы лётчик мог носить её с собой в кармане или за пазухой и надеть после полёта вместо кожаного шлема. До того как надеть кожаный авиационный шлем, пилот снимал шапку и складывал её так, чтобы получилась узкая вытянутая полоска, так её было удобно просовывать под погон для хранения. Поэтому ее практически всегда носили в слегка приплюснутом виде. Вскоре это компактная шапочка с некоторыми модификациями и под другими названиями начала появляться во многих армиях мира.

Пилотка носилась офицерами-лётчиками во время полётов и службы на аэродроме. В конце 1915 г. пилотка была введена также в военных училищах, иногда встречалась и в пехоте.

После революции 1917 г. пилотка в качестве официального головного убора не была принята. Во времена Советского Союза, пилотка была дополнена красной звездой, приобрела классический цвет хаки для пехоты, стальной серый для автобронетанковых войск, и синий для ВВС.

В собрании нашего музея широко представлены пилотки советского производства сер. ХХ века, также имеются немецкие и шотландские пилотки (гленгарри).

Материал подготовила: О.Ю. Лабович

167