В мире музейных предметов.

Курвиметр (от. лат. curvus – кривой, согнутый и греч. metreo – измеряю) – прибор для измерения длины извилистых линий, который используют для измерения расстояний на топографических картах и планах.

Устройство представляет собой механическую систему с зубчатым колесиком, счетчиком зубьев и циферблатом, сразу указывающим пройденное расстояние в выбранных единицах измерения.

Споры о том, где и когда был изобретен курвиметр идут до сих пор. Это мог быть Китай, Рим или Греция. В одних источниках говорится, что в 23 году до н.э. впервые римский историк Витрувий описал устройство, похожее на курвиметр по принципу действия. В других отмечается, что его изобрел китаец Жан Чен в начале нашей эры. Также известно, что запатентовал первый «Курвиметр» англичанин, Эдвард Моррис в 1873 году. Он назвал свой прибор «карманный инструмент для измерения и регистрации расстояний». Позже, в Германии стали выпускать аналогичное устройство.
В конце XIX в. немецкий Kurvimeter попал в Россию. Партию приборов закупил Балтийский завод, где начали строить первые российские броненосцы. С помощью прибора раскрой листов броневой стали шёл точнее и экономней. В Петербурге знаменитая часовая фирма Павла Буре начала выпуск российских курвиметров.

В советское время основными потребителями устройства были армия и флот. В офицерской полевой сумке (планшете) имелся специальный треугольный кармашек для курвиметра.

Пользоваться курвиметром просто. От начальной точки до конечной ведете колесиком по кривой линии, а прибор «считает» его обороты. В итоге на шкале стрелка показывает, сколько сантиметров колесико проехало. Остается посмотреть на масштаб карты и умножить на него показания прибора.

В постоянной экспозиции и фондах музея представлены курвиметры как советского производства сер. ХХ века, так и зарубежного (Германия, 1940-е гг.).

Материал подготовила: О.Ю. Лабович

538