Подковы.

Подкова – приспособление для предохранения копыт лошади.

Считается, что первое, документально оформленное упоминание о подкованной лошади датировано 632 г. н.э. Однако, согласно раскопкам и предположениям ученых, подковы появились гораздо раньше. Известно, что первые приспособления сплетались в виде чулка или башмака из лыка, тростника, кожи, растительных волокон. Укреплялись над венчиком копыта веревками или ремнями. Подошвенные поверхности копыт рабочего скота покрывали смолой.

Широкое распространение подковы получили в средние века, тогда же они приобрели привычную для нас форму. Их стоимость на протяжении многих лет была высока, поэтому подковами можно было заплатить даже официальные налоги. Такая ситуация была обусловлена стоимостью металла и работы кузнеца.

Римляне использовали для защиты подошвенной поверхности копыта металлические пластинки, большей частью овальной формы, с крючками, дужками, ушками или кольцами.

Есть сведения о применении подков и их прикреплении подковными гвоздями (ухналями) в средние века. Имеются документы о том, что в VIII – IX вв. подковывание было известно отдельным народам Франции, Италии, Швеции, Норвегии, Дании.

Впрочем, далеко не везде лошадей ставили на подковы. В средневековой Японии, копыта у лошадей обматывали соломенными циновками. Татары использовали для аналогичной цели, используя специальные кожаные накладки, а киргизы – особые роговые пластины. И все-таки, металлические подковы оказались наилучшим средством защиты копыт лошади.

В России ковочное дело начало развиваться на государственном уровне после Указа Петра I 1715 г.

«В Москве и губерниях сыскать кузнецов добрых, взять во всякую губернию по два человека и велеть им учить кузнечному делу русских…». В 1732 году в селе Хорошево под Москвой была открыта первая в Европе коновальная школа.

Изготовить подкову и умело подковать коня – настоящее искусство. Много лет назад, чтобы сдать экзамен по теории подковывания коней, следовало самостоятельно изготовить подкову, а потом подковать ею коня. Хороший кузнец должен был знать все о строении копыта.

Для разных лошадей, для различного использования существуют разные типы подков. При изготовлении варьируются и толщина, и форма; так, например, для тяжеловозов делают подковы потолще, а для скакунов – наоборот.

Найти подкову для многих народов считалось хорошим предзнаменованием, а прибить потом ее над дверью – к счастью.

В фондах «Гомельского областного музея военной славы» представлены подковы для упряжных лошадей, для верховых, транспортная с постоянными шипами и др.